Приветствую тебя, путник Лотосорождённая '![]() Я хочу построить памятник, понятный всем и во все времена!» - сказал когда-то Карлис Зале. ![]() ![]() Так и в жизни - из маленького зернышка вырастает прекрасное дерево. С тех пор я уже не смотрел на Милду, как на некий безликий монумент. Что-то одухотворенное проснулось в душе и сознании в отношении к этому творению рук человеческих. Первое, что мне стало очевидно, что три звезды в руках Милды символизируют скорее три-единство, т. е. несут духовный или религиозный смысл, нежели заужены на трех областях Латвии. Поиски в интернете стали приносить удивительные результаты, и передо мной начала разворачиваться замечательная картина. Сначала сама Милда, а за ней и весь памятник начали оживать и преобразились в творение вечное, творение человечное. Изначально проект памятника назывался "Сияй как звезда". Попробую передать то, что открылось мне в ходе этих поисков, в той же разворачивающейся последовательности. Я выбрал два направления - символика и автор. Хочешь узнать о чем говорит произведение, узнай его автора и время, в котором он творил. * Краткая биография Карлиса Зале в конце статьи. Не найдя ничего кроме краткой биографии, оставалось лишь предположить, что как скульптор, обучавшийся мастерству в России и в Европе в начале прошлого века, Карлис Зале хорошо знал как классическую школу, насыщенную римско-греческой мифологией, так и распространившуюся на западе в то время, восточную философию и мифологию. Символика.![]() Три золотые звезды в вытянутых к небу руках Милды. 20 - 30-е годы в Латвии культурный подъем. Развитие книгопечатания, образования, театра, живописи, архитектуры. Многие будущие мастера учатся и работают в Москве, Сан-Петербурге, посещают художественные школы и участвуют в выставках в Париже, Берлине (кстати чем не триединство - Россия, Латвия, Европа?). Триединство - очень распространенное понятие в мировых религиях и учениях. Отец, Сын и Святой Дух. Брама, Шива и Вишну. Дух, душа и тело... Или: "Три звезды" - это священная триада богов Неба Сань-синь :Фу-син, Лусин,Шоу- син. Почитаются как боги приносящие счастье, богатство и здоровье. http://kangelka.spaces.live.com/Blog/cns!CB1A849DC712789E!1311.entry Или: На челе и плечах Богородицы обыкновенно изображаются три золотые звезды. Подобные украшения, сделанные из металла, были распространены у древних. На иконах звезды пишутся в знак того, что Богородица до Рождества, в Рождестве и по Рождестве пребыла Девою. Кроме того, три звезды — символ Святой Троицы. http://forums.catholic.com/showthread.php?t=86647 Звезда - традиционный символ путеводности, возвышенных устремлений, стремления вперёд. http://geraldika.ru/print/18112 Три звезды - три области Латвии? Какие из имеющихся - Видземе, Курземе, Земгале и Латгале? ** Но пусть не отчаиваются те, кому это нужно. Пусть для кого-то будут три области. Пусть кто-то утверждает, что это три прибалтийские республики. Символизм многослоен. И трактовать можно по-разному. Как там говорится - слышащий да услышит, видящий да увидит. Однако продолжим. Золотой пояс, в солнечный день ярко сверкающий на стройной фигуре Милды, как и три золотые звезды, - символ девственности, символ пресвятой девы, Девы Марии, богини. ![]() http://znaki.chebnet.com/s10.php?id=729 Плащ Милды - божественное покровительство, небесный покров или звездное покрывало. Лотос - символ чистоты, мудрости... Лотосорожденный - божественная природа - Будда, Кришна, и здесь даже дети вспомнят - Дюймовочка. В сказках и мифах немало аллегорий сокрыто. Скажем "Курочка ряба". В индийской мифологии золотое яйцо символизирует непроснувшуюся свернутую вселенную, плавающую в океане сансары (дни и ночи Брамы), и пробуждающуюся после того, как расколется скорлупа. Почему лотос и стелла в форме квадрата в сечении, а не круга, что, казалось бы, должно быть более естественным. Например, Александрийский Столп. Однако квадрат - это символ вселенной (четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии...). ![]() ![]() В спокойном безмолвии и с легким любопытством смотрит на нас Милда. Так взирают на нас звезды и птицы. В ночном небе Латвии три яркие звезды образуют треугольник - это Вега из созвездия Лиры, Денеб из созвездия Лебедя и Альтаир из созвездия Орла. ![]() И еще один примечательный факт. В чашечке лотоса, в котором стоит Милда, 108 лепестков. В буддизме, индуизме число 108 является священным числом (колличество бусин в четках, 108 млн. богов в индуизме, 108 ступеней в лестнице духовного пути, число ритуальных обходов вокруг священной горы Кайлас, 108 пороков и 108 путей освобождения от них...). Может ли это быть случайностью? Не думаю. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Предыдущие четыре фрески, расположенные на нижнем уровне памятника на его северной и южной сторонах, а также надпись "Отечеству и свободе", выполнены из одного материала и относятся к историческим событиям, имевшим место в Латвии в начале прошлого века. Все остальные скульптурные группы относятся к темам иного порядка, выраженным языком аллегорий - мифов и символов. Идем дальше по кругу. В угловой северо-восточной нише второго яруса стоит в задумчивой позе со склоненной головой мудрец, волхв или учитель с посохом и своим плащем покрывает двух бородатых коленопреклоненных мужей, предположительно, пишущих или читающих. ![]() Бог-покровитель ученых, учителей, писателей..., интеллигенции. ![]() В северо-западной нише – Бог-покровитель рыбаков, рабочих, ремесленников... ![]() В юго-западной - Бог-покровитель воинов и профессий, связанных с риском. ![]() В юго-восточной - Богиня плодородия и земледелия. Покровительница крестьян. Группы во главе с Богами-покровителями, расположенные симметрично по четырем сторонам света, словно говорят о необходимости развития этих направлений жизни. ![]() Общая черта, связывающая все четыре группы фигур следующего уровня - это плащи. Плащи перехлестываются, охватывая обелиск со всех сторон, как бы говоря нам о том, что эти четыре группы фигур связаны единым действом (на то же указывают цепи, объяснение чуть ниже). Скорей всего на этом уровне символизируют путь, путь духовного знания. ![]() Расположенные на восток, ибо истинное знание в его незавуалированной форме сохранилось на Востоке, откуда и идет к нам. А то, что это цепи не физического рабства, говорят нам плащи на плечах мужей (ну, скажем, ни сколько не износившиеся за время предполагаемого рабства) и скала, к которой они прикованы. Напоминая Прометея, добывшего огонь божественного знания для людей. Склоненные головы - это одновременно и неимоверное усилие и преклонение перед знанием. Цепь - символ связи, означающий как взаимозависимость форм, так и сообщение между ними. Образ цепи предполагает не только соединение двух элементов (как, например, образ веревки), но и передает идею о наличии ряда следующих друг за другом звеньев между ними (ср. «цепь умозаключений»), и в этой связи сближается с символикой лестницы. Может выступать как символ священного брака неба и земли, подобно стреле. У Чжуан-цзы дао называется «цепью, связывающей все творение». В позднеантичной философии возникает понятие о великой цепи бытия, в наиболее полном виде разработанное Плотином; это концепция мироздания, наделяемого характеристиками непрерывности (означающей, что рядом стоящие формы имеют по крайней мере один общий элемент), завершенности (подразумевающей полноту и максимальное разнообразие) и градации (акцентирующей иерархическое строение). Цепь входила в число регалий на Востоке и в Европе, связываясь с символикой власти, неразрывных уз, соединения и единства. Подобное значение впервые стало приписываться цепи на Востоке, где особенно актуальна идея родовой, сословной и т. п. сплоченности и менее развит принцип индивидуализма. http://znaki.chebnet.com В Индии, например, само знание и процесс получения оного до сих пор являются священными и обоготворяются. И еще одно, не менее важное, значение символа разрывания цепей на восток - это окончание тьмы. На востоке угасает ночь, словно сбрасываются ее оковы, и на смену приходит день и встает солнце. Центральная фигура стоит на возвышении, символизирующем подъем или мост - путь солнца, света, знания. А на заднем плане мы видим купол - небесная сфера, или мост, или врата. То же имеет место быть с противоположной стороны на западной стороне памятника, говоря о их взаимосвязи, т. е. о символе единого небесного купола, небесного моста, движения солнца, звезд. Да и вечного единства Востока и Запада. ![]() И здесь хорошо виден перехлест плащей у скульптурных групп, связывая, на первый взгляд разрозненные групки фигур, в единую картину. На северной стороне Лачплесис с медведем (а чем любят лакомиться медведи?). Или его прообраз Самсон, разрывающий пасть льву. В чреве льва он находит пчелиный улей и съедает мед, обретая тем самым мудрость. Третий предмет в этой группе - это, на первый взгляд, левая задняя лапа, как-то неестественно торчащая из под живота. Две передние лапы, упирающиеся в постамент, хорошо видны спереди. Для задних ног положение явно неудобное. Остается одно - это пчелиный улей. И опять мы видим какое неимоверное усилие требуется человеку для обретения мудрости. ![]() Фреска на южной стороне говорит о божественном покровительсве учению и творческому началу в человеке (лира или гусли в руке учителя). Третий персонаж скульптурной группы - череп коня - это символ мудрости. Вещего Олега кусает змея, выползшая из конского черепа (змея – так же символ мудрости, кусающая змея - передача знания от учителя ученику). Познавший тайну жизни и смерти, обретает мудрость. Обоюдоострый нож в правой руке коленопреклоненного ученика - символ ответственности, получающего знание, которое может принести как пользу, так и вред. В левой руке - предположительно книга. ![]() На первый взгляд может показаться, что это женщина-воительница с мечом и щитом - символ свободы и независимости Отечества, о чем так же говорит надпись снизу. А две фигуры чуть сзади слева и справа - это, либо вдохновенный народ, следующий в едином порыве, либо ангелы хранители, либо и то и другое. Но динамика поз и вдохновенные лица больше соответствуют первым. Правда, меч не поднят воинственно вверх. Но почему бы и нет? Символизм многогранен. А вот какая из граней откроется - этo, как говорят, одному Богу известно. Однако, при такой версии теряется связь с предыдущими скульптурными группами. Предлагаю другой вариант. По нашей версии, арка позади фигур может являться символом моста или небесного купола, связанного с символическим движением с Востока на Запад Солнца и Млечного пути или вратами. Меч, направленный острием вниз, так же символ пути солнца. Что еще более подтверждает само солнце, изображенное на щите. Две фигуры по бокам - символы двух начал: мужского и женского. Плащ может означать, в данном случае, и божественное покровительсто, и снятие покровов неведения, незнания (покровов Изиды). В руке дева держит колосья - это и плоды познания, и несение людям семян знания, света. Дубовые ветви - символ силы и здоровья. Во многих индоевропейских традициях существовал культ дуба, считавшегося священным деревом, жилищем богов, небесными вратами, через которые божество может появиться перед людьми. Как и все деревья, дуб выступает в роли мирового дерева: он символизирует мировую ось, соединяющую верхний и нижний миры, живых существ и умерших предков, знаменуя центр Вселенной. Дуб означал силу, мужество, выносливость, долголетие, плодородие, благородство, верность. Это дерево было посвящено верховным богам-громовержцам: в Греции - Зевсу, в Древнем Риме - Юпитеру, в Германии - Донару, у литовцев - Перкунасу, у славян - Перуну. ![]() Солнце на горизонте над водной поверхностью, явление для Латвии символичное, т. к. мы можем в Юрмале наблюдать восход солнца, а в Саулкрасты - его закат. Что замечательно отражено в Латвийском гербе. Все композиции расположены четко по сторонам света, образуя своего рода "Розу ветров" - символ пути. И словно обращаются ко всем нам, охватывая своим вниманием Матушку Землю. В этом и есть величие этого замечательного произведения искуства, значение которого выходит за узкие рамки одного народа, и является творением, символизирующим духовное единение жителей планеты. О чем и говорил Карлис Зале: «Я хочу построить памятник, понятный всем и во все времена!». Безусловно необходимо вспомнить и архитектора Эрнеста Шталбергса, и других, известных и неизвестных вдохновителей и строителей. И, казалось бы, на этом можно поставить точку. Но мы забыли связать все воедино. А точнее верхнюю часть скульптурного комплекса с нижней. Сама Милда и скулптурные композиции внизу говорят нам о никогда не прекращавшейся связи между небом и землей, о их вечном единстве, об отсутствии грани между миром божественным и человеческим, о пути человека в познании этого мира, о вечной гармонии во вселенной внешней и внутренней, о великом равновесии во вселенной и в природе земной. И, конечно же, о любви духовной и земной. Милда - Милестиба - любовь. * ![]() На многих страничках о Карлисе Зале было сказано немного и кратко примерно одинаково-следующее: 1888 год. Родился Зале (3алите) Карлис (Карл Фёдорович) , латышский скульптор. Учился в Художественной школе общества поощрения художеств (1915, у Г. Р. Залемана) и в АХ (1917-20, у А. Т. Матвеева) в Петрограде, где участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды (памятники Н. А. Добролюбову и Дж. Гарибальди, не сохранились). В 1921-23 жил в Берлине. В 1923 вернулся в Латвию. Крупнейшие произведения: ансамбль Братского кладбища (туф, 1924-36, совместно с архитектором А. К. Бирзениеком и др.), в котором скорбь о погибших воинах с большой силой выражена в символических монументальных образах, развивающих на национальной основе традиции "модерна", и "Памятник свободы" (гранит, туф, 1931-35) - оба в Риге. Создал также ряд станковых произведений. В 1936-42 Зале руководил скульптурной мастерской (профессор) в Латвийской АХ в Риге. "Своим величайшим счастьем я считаю то, что мне в образах скульптуры удалось коснуться судьбы своего народа - того, что для него свято и во имя чего наши герои, горящие огнем веры, жертвовали собой", - так писал Карлис Зале, автор "Памятника свободы". Этот выдающийся монумент сооружен 1931-1935 г.г. и посвящен борьбе латышского народа за независимость. На памятнике высечены слова "T?vzemei un Br?v?bai" (Родине и Свободе). Памятник имеет пятиярусную композицию, с постепенным нарастанием эмоционального воздействия, которую венчает аллегорический образ Свободы: женщина держащая на поднятых руках три позолоченные звезды - символы Курземе, Видземе и Латгалии, трех культурно-исторических областей Латвии. Образ Свободы замечательно передает идею памятника; он воспринимается как отдельная скульптура, издалека видимая над строениями и зеленью деревьев. Прекрасно решена цветовая гамма памятника, одновременно и контрастная, и слитая с природой. В целом монумент вызывает ощущения тишины, покоя, приподнятой торжественности. Памятник строился на пожертвованные народом средства. С1922 года велись поиски наиболее удачного пространственного и художественного решения, пока они не реализовались в 1931-1935 годах в монументе, созданном архитектором Эрнестсом Шталбергсом и скульптором Карлисом Зале. Выкованная из меди статуя Свободы является работой шведского скульптора Рагнара Мирсмедена. Памятник Свободы должен был выразить идею приобретенной государственности и единства, что прекрасно выполняет аллегорический образ Свободы с тремя символизирующими местности Латвии звездами в руках. Силу нации и источники ее успеха, в свою очередь, выражают скульптурные группы: Стражи Отечество, Мать-Латвия, Разрывающие цепи, Труд, Семья, Лачплесис, Вайделотис. Монумент обращен на запад, - туда смотрит скульптура Свободы, туда же обращены гордо выпрямившиеся фигуры других скульпутрных композиций. На восток же смотрят согнувшие голову в поклоне фигуры в цепях…Памятник Свободы не просматривается из приграничных мест Риги, хотя все уверены в том, что он значительно выше других зданий ближайших окрестностей. Такое впечатление создается благодаря мастерскому исполнению - удачное размещение скульптурных групп создает эффект увеличения. Проекты памятника http://forum.myriga.info/index.php?act=attach&type=post&id=10644 ** Именно в 20-30-е годы в Латвии создается историческая, этническая, региональная символика в виде гербов, флагов и значков. Сейчас мы частично возвращаемся к ее использованию. В 1939 году под руководством художника профессора Р.Зариня была завершена работа по созданию гербов 60 городов, 19 округов, и 4 этнографических краев Латвии - Видземе, Курземе, Земгале и Латгале. Эти гербы вполне заслуженно признаны наиболее совершенными в Европе. http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Engl/Z/Zeile/LatKult.html Latvian Regions (image obtained from Virginijus Misiunas, Vilnius, Lithuania) ![]() Latvia is divided in Historical Districts/Provinces, which are further divided in regions, that are in turn divided in towns, municipalities and villages. Coat of arms of Historical Districts : Kuldiga Kurzeme Latgale Vidzeme Zemgale Heraldry of the World http://www.ngw.nl/int/lat/latvia.htm Не сотвори себе кумира. Странник. 22/04/2009
|