Трое в Гималаях не
считая духа
Или пошли туда не зная куда, за тем не зная за чем...
Путешествие в Индийских Гималаях в мае 2006-го.
Писание сие начато в месяце апреле года 2008-го от
Р.Х.
В гостях у Огненного Дракона
К вечеру мы наконец вышли к озеру, еще покрытому
льдом, высоко в горах. Утрамбовав снег, поставили палатку, приготовили уже
ставшую традиционной супо-кашу. Был тихий ясный вечер 9 мая, солнце спряталось
за вершинами Гималаев, появились первые звезды.
Виктор(он же Анатолич, он же ВАТ, он же Шива –
последнее оным воспринималось с особенным трепетом и радовало, ибо включало понятие Разрушитель) как
самый умудренный жизненным опытом, а значит и более подготовленный к трудностям
походной жизни, выдал нам положенные по такому случаю наркомовские… здесь в
описании автора слегка понесло – галлюцинации, такое бывает в высокогорье…
наркомовских не было, но был колпачек из под фляги с наперсток величиной
наполненный до краев замечательно крепким и как полагается бурым по цвету
бальзамом из множества компонентов безусловно не известных еще современной
науке, и собранных ВАТом(сокращенно от Виктор Анатольевич) со всех уголков
нашей маленькой круглой планеты. Итак напиток сей был безусловно хорош,
впридачу каждый участник этого пиршества получал ложку красной икры так же
собственного приготовления (засола) Анатолича. Ну и конечно же верхом
кулинарной плодовитости выше
названного было великолепное саль-цэ.
Буду честен – это не было каждодневной трапезой, а был
вечер 9 мая. Каждому было кого вспомнить, но об этом не говорили, просто молча
выпили и закусили.
Пока мы ужинали стемнело и в тишине, если не считать
бряцания ложек по мискам и судорожного всхлипывания супо-каши при расставании с
этим миром и напоследок пытающейся обжечь и без того обветренные губы едоков,
за стенами палатки начались огненные всполохи, словно игра зарницы (попрошу
запомнить это место повествования). Нам это показалось настолько обычным, что
даже поленились вылезти из палатки, дабы не прерывать действа более важного –
трапезы. Когда же удосужились выглянуть, ничего уже не было, только горы и
звезды вокруг и необыкновенная тишина.
Утром Анатолич вдруг проявил заинтересованность к
индийской мифологии, и в
особенности значимости Шивы, обьяснив это приснившемся здесь сном, суть коего оставил
не раскрытым, но напустить загадочности все же успел. Хочу отметить, что
Анатолич не только был отменным кулинаром, но еще обладал к тому же черным
плащем мага и повелителя стихий (это мои досужие выводы - погода была все время
переменчивая как и настроение нашего мага), а такие личности как вы понимаете в
одиночку не путешествуют. При нем всегда был его личный секретарь и советник –
Сэр Сахиб (дух), с коим Анатолич общался посредством маятника.
Сергей Бездитко (он же командир нашего похода, он же коллекционер
призов за самые суровые походы в горах, не говорю о прочих регалиях, человек
отважный и скромный, он же Брама) оценив снежную обстановку решил
посоветоваться с остальными участниками.
Сэр Сахиб не советовал нам идти через заснеженные
перевалы в горах, а спуститься и объехать. Похоже все с этим были внутренне
согласны (я точно, т.к. мои ботинки можно было выжимать, насколько они были
мокрыми после вчерашнего восхождения к озеру, спать на йоговском коврике было
холодно… не впадайте в заблуждение относительно автора, он не настолько
продвинут, что бы даже высоко в горах на льду валяться на тонком коврике для
занятий йогой… а ничего другого я не нашел в Ришикеше на пути в горы и только
на обратном пути наткнулся там же на туристические коврики, пришлось
выкручиваться как мог - перед сном
я сворачивал коврик вдоль пополам, внутрь набивал всю оставшуюся одежду, и, что
бы могучее тело не вываливалось за спасительные края, прикидывался шлангом; на
самом деле туристические коврики моих друзей закрывали пол палатки почти
полностью, так что степень комфорта была вполне допустима для выживания).
Немного о себе -
Андрей, он же обычный читатель, которого Анна, взяв за шиворот, как
провинившегося школьника, усердно потрясла, требуя выложить рассказ о поездке в
Гималаи, и кажется добилась успеха; существо не одноликое и от этого
определенно запутавшееся; можете себе представить каково путешествовать с
таким, если даже ВАТ – громовержец не раз метал молнии в последнего; он же
Вишну – это я снова о себе).
Краткая предыстория столь необычных имен.
Почти в начале нашего путешествия, мы вышли из
священного городка Бадри и углубились в горы по направлению к священным
водопадам. День стоял солнечный, в горах ещё местами лежал снег, мы не спеша
уходили все выше и выше, пока не достигли подножия вертикальной стены, откуда с
высоты в 150 метров обрушивались два мощных водных потока, питая своей силой
один из истоков божественной Ганги. Здесь мы приняли первое водное крещение,
окунувшись в закручивающееся с невероятной силой облако ледяной пыли. И уже на
обратном пути на узкой тропе повстречали саньяси – отшельника или
паломника, с высоким посохом в
руке. После двустороннего приветствия «намастэ», саньяси написал на тропе что-то
на санскрите и нарек нас соответственно именами индийских богов – Брама, Шива и
Вишну.
И это в какой-то степени подходило нашей троице.
Так Серега (Брама – Создатель) - придумал, организовал
и выпестовал наш поход в Индийские Гималаи и при этом проявил немалую мудрость
и такт и не стал гнать нас по запланированному маршруту, как это делается в
обычных горных походах, а отдал на рассмотрение группы (в колличестве трех
человек и одного духа) решение о прохождении маршрута.
Как результат, мы не ломились напролом через эти
божественные места, а наоборот плавно вливались в этот мир, не нарушая его
благости. Наш поход словно обретал душу и некий иной смысл…
Как я уже упоминал, Анатолич (Шива – Разрушитель) -
воспринял своё звание весьма эмоционально, что не соответствовало, на мой
взгляд, авторитету мага и чародея, но зато раскрывало истинную, глубоко
сокрытую, можно сказать задушенную, природу воина, масштаба никак не менее
Тамерлана, Александра Великого или Чингиз Хана. Подобное преображение было даже
видео-задокументировано в конце нашего похода в Ришикеше у уличного цирюльника,
о чем, возможно, будет сказано поздее.
Каюсь, ещё не выяснил какую роль в пантеоне богов
играет Вишну, кроме где-то слышанного -
Охранитель.
В Гаурикунде Калидас рассказал нам о том, что озеро
это охраняет Огненный Змей(или Дракон). Были же всполохи за палаткой и это вам
подтвердят все четверо…
Да, с драконом конечно не хорошо получилось как-то.
Пришли ни звано ни гадано, ни те здрасти ни те до свидания. Поели, попили,
поспали… полный игнор. Вот так и бродим по свету, как слепые котята… Какой же
дракон выдержит такое невежество… перевелись, точнее покинули этот план, а к
себе оставили узенькую тропиночку для героев. А нет драконов, нет и богатырей.
Однако оставим Огненного
Дракона охранять горное озеро. Сдается мне, что Анатолич ночью, пока все крепко
спали, нашел общий язык с драконом, ведь не секрет, что маги и драконы издавна
дружбу водили. Здесь и был момент истины для ВАТа, то ради чего он отправился в
этот поход. Что именно - спросите у него. Но это уже другая история.
А дальше у нас началась череда высокогорных омовений,
о чём несколько ниже…
На распутье у головы Святогора.
Начало же похода выдалось можно сказать абсолютно
сухим. Выйдя на небольшой круг в несколько дней ходу и поднимаясь все выше в
горы (причём подъём мы начали с Латы - того места, куда в прошлом году доехали
на джипе с Аней…), сначала были застигнуты дождём.
Первую ночёвку в горах отметили ВАТовскими
деликатэсами, а вот ко второй, уже значительно выше, подошли без капли воды,
ибо в единственной фляге оказался только бальзам. Есть что-либо было
невозможно, язык казался сухим, слюны не было.
На ночлег расположились у большого плоского камня,
точного профиля головы русского богатыря Святогора. Нас окружали заснеженные
горные вершины во главе с божественно-великолепной
Нанда Деви. Пространство словно замерло, приглядываясь к новым пришельцам, и
очевидно редким, т. к. тропа и какие-либо следы пребывания человека
отсутствовали. Не было поблизости ни воды ни снега.
Говорить не хотелось, голова Святогора так же хранила
молчание, либо не потревоженная от вечного сна нашим безмолвным присутствием,
либо признав в нас земляков и не встревожившись. Ночь была тиха и спокойна.
Богатырский дух ходил дозором, охраняя священную гору и мирный народ, здесь
живущий.
На утро умылись влагой нависавшей крупными каплями на
внутренней стороне палатки и росой с внешней. Прекрасная Нанда одела на свою
изящную головку белую беретку и от этого выглядела пожалуй даже игриво.
Отсюда и начался выбор пути: налево пойдёшь, направо…
Ни тропы, ни камня, путь указующего – чай не в сказке.
Сергей сходил на разведку, Анатолич общался с духом, я
всячески вглядывался в окружающий мир, пытаясь узреть хоть какой-то след… ни
зацепки ни подсказки…
Голова Святогора тоже молчала.
Не помню уже основания сделанного выбора, но пошли
направо, а точнее начали спуск и к обеду добрели до ближайшей горной деревушки.
И здесь нас ждал праздник, нам были рады, нам
предложили еду и питье, нашли место для ночлега, где мы и расположились, пока
Сереге местные красавицы штопали видавшие виды и преодолевшие немало
высокогорных перевалов вместе со своим хозяином порванные штаны.
Пока свершалось сие таинство, нас угощали местным
пивом и водкой, на вкус более напоминающими брагу, слегка с кислинкой,
освежающими и приятными напитками. Все это проходило при большом скоплении
народу, особенно детишек, кажется пол деревни успело заглянуть к нам. Когда же
работа с Серегиными штанами была закончена, нас потащили в центр деревни, благо
это было шагах в ста от её окраины, и здесь мы нашли остальную часть жителей
танцующих и веселящихся.
Нам были рады, ради нас устроили праздник, нас угощали
– боги спустились с вершин… гм… зашкалило… воображение…
В этот день в деревне играли свадьбу и нас естественно
приняли как дорогих гостей.
продолжение следует...
Немного о йоге и «ноу спайси».
…здесь несколько слов для
практикующих йогу(бывалые йогины – ну считайте, что это просто к слову
пришлось, какое же путешествие по Индии может обойтись без йоги). Пару-тройку
лет назад мне довелось побывать в одной из школ йоги на показательном уроке
ученика Айенгара с 30-летним опытом. Я бы это назвал текучей хатха. Йог замирал
на какое-то время в одной позе и затем плавно переливался в другую. Затем в
беседе акцентировал внимание присутствующих на положении языка во время поз,
кой должен был быть прижат к той или иной части верхнего нёбо(не случайное,
сходство со словом «небо»). Это было важно для правильной циркуляции энергии в
теле. С годами практики йогины даже надрезают тонкую мембранку у основания
языка, для того, что бы язык вытягивался дальше. Делается такой надрез
буквально по миллиметрам с интервалом в несколько лет(в семь, если не
ошибаюсь), т. к. сие действо может вызвать неполадки в психике или физике
практикующего, поэтому также происходит под контролем учителя. По прошествии
многих лет практики, при определенной подготовленности, йогин касается языком,
пропустив его через глотку вверх, некой области внутри своей головы и получает
просветление.
То бишь к чему это я… после первого глотка очень
слабенького кисленького и приятного на вкус местного пива (это после почти
суток отсутствия во рту и маковой росинки, в условиях высокогорья… вы подумали,
что автор сразу просветлел и без насилия над своей плотью, и почти угадали),
верхнее нёбо сразу же опухло и покрылось слизью, так что и слова вымолвить не
мог и только кашлял, выпучив от мгновенного прояснения в мозгу глаза, полные
слёз от такого счастья. Однако все прошло где-то через час.
Может прав был йог?…
Мудрее всех как всегда поступил Анатолич, прежде
чем приложиться к шкалику достал маятник и посоветовался с Сэром Сахибом, держа
маятник над слегка мутноватым напитком. Маятник закачался куда было нужно и
шкалик был с легкостью и доверием принят… должно быть обоими. Жалоб не поступило…
и мы дружно похвалили напиток под общее одобрение окружающих…
Через пару дней мы уже грели свои еще пухленькие,
но уже не со столь значительными следами так называемой цивилизации, тушки в
горячем источнике Бадринатха. ВАТ, пошептавшись с советником, в источник не
полез, сославшись на микроорганизмы и болезни, присущие большому скоплению
людей.
Вода здесь очень горяча, особенно утром, пока
тепло источника не разберут принимающие омовение паломники, коих здесь к
открытию собралось великое множество со всей Индии, и не только... Эти места только-что,
а точнее 4-го мая, открылись для посещения паломников после зимней спячки.
В Бадринатхе мы пробыли пару дней, гуляя по
небольшим улочкам, заставленным лавками с сувенирами и одеждой, тхаба -
ресторанчиками, в которых замечательно чувствуешь себя во время дождя,
разглядывая окрестности и людей(осенью 2005-го мы проводили немало времени так
с Аней и Львом, изучая местную грамоту, общаясь с маленьким Бабой и его
друзьями, угощая их и себя ласси, и поедая «ноу спайси» варёные овощи и
картошку – это другая история, если вы будете проезжать в тех же местах и
зайдете в тхаба, то при упоминании одного имени Анна, вам наверняка принесут
овощное рагу без мяса, соли и перца), ведя дневник, знакомясь и беседуя с
такими же бродягами, как и мы; принимая омовения в горячем источнике. Конечно
же посетили главную святыню и место притяжения паломников – храм Бадринатха…
Учитель из Карнапраяга Алок, с которым мне и моим
друзьям Ане и Льву довелось познакомиться ещё в первой поездке в Индию,
рассказывал, что зимой, когда в горах выпадает глубокий снег и природа
закрывает доступ в индуистские святилища для людей, вместе с наступившей
тишиной сюда спускаются боги. Боги живут здесь до весны, и затем возвращаются в
свою небесную обитель. Когда же люди приходят вновь, то ещё долго чувствуют
здесь присутствие богов…
Хлебом не корми, дай пофилософствовать.
И… недавний ещё читатель превратился в писателя, и
в тишине ночной заскрипело перо по пергаменту… живо застучали пальцы по клавишам
ноутбука, и потекли по электронным мозгам байты очередной...
…и думали мы с Анатоличем великую думу, он о
своём, я о своём. И слушал каждый только свои светлые мысли. И радовался
журчанию своего ясного голоса. И только воевода мудро не вмешивался в нашу
околесицу, очевидно внимательно вслушиваясь в голос безмолвия окружавших нас
Гималаев.
Суть же дела была такова.
Построил ВАТ великую лестницу, упирающуюся в
облака (однозначно не ниже) и расположил на ней всякого живущего в поднебесье, и
себя поднял на вершину (старая история, весьма распространенная в среде магов, и
куда с легкостью попадаются те, кто решил следовать путем духовным, чтобы
что-то поиметь от этого…). И нас, должно быть по дружески, старался втянуть
повыше, да что-то видать не ладилось с попутчиками, бестолковые должно быть
попались, не хотели цепляться за ступеньки, скатывались за пределы столь
замечательно и ладно созданной ментальной конструкции.
Нечто подобное имеют сайентологи. Тебя
протестируют и бирочку повесят – знай своё место (К.П.Петров «Тайны управления
человечеством», инфа в сети). Правда дадут шанс к движению по ступенькам своей иерархии
через великие потуги труда и учебы, и за немалые деньги. Вроде звучит
неплохо, особенно в борьбе с
великой 'национальной ленью'. Но почему-то медитирующего йога еще никто не
называл лентяем. У нас же существует естественная природная закономерность –
летом работа по заготовке на зиму, а зимой в тишине трескучих морозов та же
медитация на печи. Или, та же чайная церемония за столом у большого, сверкающего
золотом натертой меди, пузатого самовара (а ведь было же так когда-то…).
Отсюда и талантливость во всем, и внутреннее
спокойствие в сочетании с силой и умом (добродушие), и колоссальная
устремленность лишь тогда, когда усматривается только мирового масштаба (никак
не меньше) целесообразность (сам-то хоть понял, что сказал?). По-моему один из
основных принципов йоги – не совершай лишних движений (здесь явная авторская
самоуверенность), или других духовных учений; поиск своего пути.
Так что обиделся ВАТ… обиделся… дрогнуло сердце
великого воина. Накинул он свой походный дождевичок, взял посох – две лыжные
палки, дорожную сумку с фотокамерами, узелок с пожитками и снедью и пошёл один
по горной тропе – асфальтовой дороге, спускающейся серпантином в долину –
бросил нас осиротевших (как-то сразу) набираться уму разуму, и унося с собой
так полюбившиеся уже за время похода, всегда с радостью и внутренним трепетом
ожидаемые, и даже с обостренным можно сказать чувством… скорее голода… свои
замечательные заготовки (бальзам, икру
и сало).
Но это было позже…
Пред горным стражем на пути…
Горные дороги очень красивы сами по себе, здесь же
дорога просто зачаровывала тебя, захватывала воображение своей божественной красотой,
великолепием красок, погружала тебя в кокой-то сказочный мир. Рядом на солнце
серебрилась горная Ганга, могучие деревья провожали путников. От всего этого душа
ликовала. Мы подъезжали к Ганготри.
Солнечным
утром следующего дня перешли по мосту через проснувшуюся бушующую Гангу
и начали подниматься довольно круто по лесной тропе, уводящей нас в одно из
боковых горных ущелий, по направлению к Бадри Тал. Просто сказка. На привале,
раздевшись до пояса, омылись и напились струившейся со скал кристальной и
удивительно вкусной горной водой. День выдался жарким. Шли по хорошей тропе,
иногда терявшейся под залежалым снегом или оползнями. Нас окружали сказочные и
живые исполины гор. Впереди показадась огромная каменная голова дракона (я
обозвал Годзиллой из-за сходства), круглое облако вдали создавало яркую иллюзию
вырывающегося из пасти пара.
Анатолич лидировал уже довольно далеко
впереди(дракон позволил ему пройти), Сергей чуть впереди меня(так же был
пропущен каменным стражем), я же плелся последним не расставаясь с цифровой камерой,
пытаясь не потерять ни одного мгновения, очарованный этим великолепием. И
конечно же не мог просто так пройти мимо чудовища, а полез вверх в надежде отыскать
лучший фото-ракурс(хороший предлог, что бы не попасть в
пасть к монстру), когда выше и вдали увидел потерянную до того тропу. Зазвал
друзей и сам поднялся, и мы сразу вышли к отличному месту для стоянки.
На следующий день вдвоём с Сергеем отправились на
поиски озера Кедар Тал(тал на хинди и есть озеро, а кедар - кедр) и стали подниматься по хорошо выложеной
камнями старой тропе. На развилке ушли вправо, но через какое-то время тропа
как-то незаметно растворилась. Получалось, что это была дорога в никуда. И даже
перевала не намечалось. Я, любопытства ради, прошел ещё выше, но никакого даже
намека на продолжение тропы не нашёл, надо было возвращаться, внизу заждался
Сергей…
Зато сверху увидел искомое озеро, куда мы все же
добрались часом позже. И не зря. Здесь царила девственная тишина. Пара больших
валунов. Выцветшие тибетские танки. Само озеро, небольшое, зеленое, застывшее в
горном безмолвии под тонкой коркой льда. И не пожалели, хоть пришлось пересечь,
сводящий ноги(особенно Сереге с обмороженными в предыдущих походах пальцами),
ледяной поток… дважды.
Похоже именно здесь божественный огонь проник еще
глубже в озаренную душу Сергея.
И подобрал наш герой тибетскую танку, и годом
позже судьба привела его в северо-западный Тибет в горы
Куньлуня, в места,
описываемые в священных книгах буддийских монахов, а может и в ещё более древних
манускриптах, как обитель страны мудрецов - Шамбала…
Легенды тропы к Гаумукху.
Вернулись к палатке, где медитировал ВАТ, и решили
заночевать здесь же, а спускаться в Ганготри уже поутру. На рассвете, в горах
выпал снег, покрыв все вокруг тонким пушистым одеялом…
В Ганготри мы встретили ещё одну группу наших
ребят, которые после курсов по Крийя-йоге в Ришикеше направлялись к истоку
Ганги, вытекающему из под ледника в 18 км от сюда.
Широкая, хорошо выдолбленная в скалах и выложенная
плоскими камнями тропа шла по левому склону ущелья.
День был солнечный.
Здесь легенды рождаются сами
собой на каждом шагу. В одном месте тропу пересекал частокол из зубов дракона.
Ты словно проходил через невидимые ворота, охраняемые гигантским всевидящим
стражем, в другой мир, осторожно ступая по его ладони и видимый им насквозь. И он, мудрый древний
страж, решал пропустить смелого путника, или, скажем, смести потоком камней,
недостойного приблизиться к священному источнику.
В другом месте над тропой возвышалась голова
Ханумана, внимательно и весело поглядывая на проходящих мимо.
Над всем этим царственно и величаво сверкал
снежной шапкой Шивлинг.
На обратном же пути мне раскрылась ещё одна
история(точнее, тогда она лишь была мною замечена и попала в объектив цифровой
камеры, а как история раскрылась лишь сейчас, когда я пишу этот рассказ).
… если вам доводилось путешествовать в этих или
других местах, то вы наверняка встречали таких же как вы путников, и не раз,
направляющихся той же дорогой. Так случилось и в те далекие времена, о которых
лишь можно догадываться.
Так же, как и сейчас, сюда стекались со всей Азии
паломники. Двигались они медленно, пешком или верхом. Горные тропы были узкими,
приходилось разбирать или обходить частые завалы. И путники
успевали за время пути не только познакомиться, но и хорошо узнать друг друга.
Порой молва обгоняла далеко вперед идущих. Так и в нашей истории – к истоку
великой мудрости священной Ганге с разных концов Индии двигались два больших
каравана, две семьи, касты браминов и кшатриев. В одном вместе с родителями,
родственниками и прислугой ехала юная, легкая как ветерок, прекрасная девушка.
В другом – отважный юноша со своим отцом и тётушками.
И конечно же молодые люди полюбили друг друга. Но
кастовые различия не позволяли им быть вместе, родственники и слышать ничего не
хотели. Пока путь шел к источнику, они могли видеть друг друга и даже иногда
переброситься парой незначительных слов. Когда же караваны повернули назад и
настал момент расставания, девушка не смогла перенести своего горя и готова
была уже броситься в пропасть, юноша в отчаянном прыжке успел обнять её. И
тогда Шива сжалился над влюбленными и соединил их навеки, превратив девушку в
стройное деревцо, а юношу в большой камень у её ног. Так и стоит, теперь уже, высокое
дерево на краю пропасти, обвивая корнями своими каменную голову печального
юноши. Молчаливо рассказывают они проходящему путнику о силе любви, о
могуществе богов и о человеческой глупости…
Ледник, оберегающий своим покрывалом рождающуюся
Гангу, понемногу отодвигается выше в горы, то ли уходя от бремени мира,
доносимого бесконечным людским потоком, то ли двигаясь в своём естественном
круговороте рождения и смерти, дня и ночи, сна и бодрствования; как и все сущее
в этом мире…
Немного о названии.
Сказки я люблю до сих пор. Где-то, когда-то столкнулся
или прочел у кого-то мысль или утверждение о том, что в сказках сокрыт более
глубокий смысл, нежели предлагает канва повествования. Тогда я не уделил этому
большого внимания, как, впрочем, и потом, да и сейчас тоже. Однако случайно и
иногда, либо попадались какие-то книги на эту тему, либо приходили какие-либо
мысли в голову.
«Пойти туда не знаю куда, принести то не знаю что»
- видится мне как основной постулат йоги и других духовных учений – не
стремления к плодам своего труда, делания ради делания, что способствует
глубокой концентрации во время любой деятельности, позволяет быть здесь и
сейчас.
«Курочка Ряба» - ну что, до невероятного простая
сказка, ну что здесь такого, однако найдите того, кто бы не знал её. В
индийской мифологии мы находим удивительное сходство, вот только золотое
яйцо здесь – это ещё свернутая и не проснувшаяся вселенная, плавающая в океане,
если не ошибусь, сансары … И пробуждается ото сна, когда яйцо разбито. Чем,
пробегающая и вильнувшая хвостиком мышка, не аллегория кометы, так же
сопровождаемой длинным хвостом, только движущаяся по некой замкнутой
траектории. В масштабе вселенной это дни и ночи Брамы, и мышка бежит в эонах
времени, символизируя собой значимость малого в великом, связь микрокосма с
макрокосмом. Здесь вам и змея, кусающая себя за хвост и принцип бесконечности,
и великой гармонии мироздания, и равновесия во всём, и, наверное, много ещё
чего…
Вот вам и курочка Ра-ба.
Выполнила ли Золотая Рыбка последнее пожелание
старухи?... (это скорей дзэновский вариант).
В этот день Анатолич как обычно сразу же
принял пальму лидерства и
растворился в конце дороги, как мне показадось приняв несколько правее, это
одновременно и удивило и порадовало, мага начинало тянуть вправо, хотя основная
тропа забирала явно левее. Но, как выяснилось позже, ВАТ и с ним Сэр Сахиб,
знали что делают.
К тому времени, как мы с Серегой добрались до
условной таможни, где два ленивых стража загорали и при нашем появлении без
особой радости приняли надлежащее их работе положение. Один забрался в свою
будку и взял с нас требуемую мзду, выдав при этом бумажки, напоминавшие билеты
в эрмитаж. И тут откуда-то снизу, со
стороны реки появился ВАТ, создавая видимость, что он здесь случайно, просто
прогуливается, и не имеет никакого намерения проникнуть туда, за что надо
платить, и при этом пряча свою сумку, наполненную разной фототехникой, за что
здесь снимали дополнительный налог. Искуство перевоплощения было
безукоризненным, нашего мага просто не заметили. И мы продолжили путь к
священному истоку.
Иногда нам встречались одиночные паломники, иногда
целые группы, идущих или едущих на низкорослых лошадках, проходящих мимо
молчаливо, или оживленно и радостно переговариваясь. И мы приветствовали
обоюдно словом «намасте», легким поклоном головы и сложенными у лба ладонями.
Некоторые нас обгоняли, иногда
кого-либо обходили и мы, и снова встречались на привалах или в дхаба. Во всем
этом не было никакой спешки, каждый шел своим шагом. Так нас обошла длинная
цепочка, так же здоровавшихся и приветливо улыбавшихся, индийских солдат в
альпинистской экипировке. Периодически встречались и знакомые нам уже
Крийя-йогины. Не возможно было пройти не попробовав искрящейся на солнце,
кристально чистой, и от того кажущейся живой, удивительно вкусной воды, вьющейся
тонкими ленточками со скал.
На очередном привале, мы разговорились с русскими
ребятами из Германии. Выяснилось, что нас оказывается знают, они читали и даже
распечатали в дорогу статьи Ани из интернета о наших предыдущих походах. Сергей
с Аней были в Индийских Гималаях в 2004-м году, а в следующем achadidi(добрая
сестра Анна) вытащила сюда Льва и меня.
В этом путешествии явно просматривалось
продолжение наших предыдущих поездок в Индию. Это и во встречах с теми же
людьми, остановки в тех же местах, порой незапланированно. В Джошиматхе я
привел ребят в тот же отельчик, где мы пол года тому назад останавливались с
Аней и Львом. Здесь ещё было пусто, сезон паломничества только открылся, и мы
заняли тот же номер, в котором был бойлер с горячей водой для душа, и ещё одна
особенность – на стене висела большая фото-открытка в рамке с видом на памятник
Петру Великому верхом на коне. Хозяин отеля признал меня, и когда я внёс наши
данные в регистрационную книгу, где мы оказались первыми посетителями отеля в
этом сезоне, он перевернул лист и показал предыдущую страницу, там была наша
прошлогодняя запись - мы были последними посетителями здесь.
Сергей встретил в Ганготри старого знакомого
Винота, который теперь управлял небольшим хостелем, а на пути к Топовану другого паренька, который
заведовал небольшой палаткой-дхаба.
Вырвавшись из городской суеты и рутины, мы
оказались в совершенно ином мире, в ином течении времени, убежден – в
сказочно-мифическом, и столь же реальном, как и тот, от которого нас отделяли
сейчас высокие Гималаи.
Великий исток.
Было всё ещё утро, небо затянуто облаками, и здесь
на высоте примерно три пятьсот довольно прохладно. Мы сами, да и все, кто нам
встречался, довольно плотно укутывались во всё тёплое. Мы подходили к Гомукху –
к началу ледника, из под которого бил мощный, мутно-серый поток, рождающейся где-то
далеко в горах, и выходящей здесь на поверхность, священной для многих народов,
божественной Ганги.
Здесь уже священнодействовали(иначе и не скажешь,
для каждого пришедшего сюда это глубоко духовное событие) с дюжину паломников.
Кто ограничивался омовением лица и головы, но большая часть совершала полное
омовение, раздевшись до набедренной повязки(садху), или просто обмотавшись
полотенцем вокруг бедер. Ганга
гипнотизировала и притягивала под самый ледник. И мы не удержались и
умылись прямо под ним, не отдавая себе отчёта в притаившейся опасности. Затем,
не стану скрывать, я воспользовался моментом, пока мои друзья были заняты фото-
и видео-съёмкой, выбрал более спокойное и доступное для купания место, разделся
до трусов и, вспомнив доброго дядьку Порфирия Иванова, мысленно
перекрестившись, и ни о чём не думая, погрузил своё бренное тело в замечательно
ледяную, однако не кажущуюся здесь таковой, воду…
Выйдя из воды был обнаружен Сергеем, сожалевшим,
что не зафиксировал сие событие для истории и для потомков, однако не долго раздумывая он так же
провёл водный ритуал.
Но мы оставили без внимания Виктора Анатольевича.
Сей благородный муж, продолжая бороться с мистическим притяжением Ганги, все
ещё бродил с фотоаппаратом у самого ледника, выискивая хорошую картинку. В это
же время я снимал на видео водное крещение Сергея, когда последний вдруг заорал
«снимай», указуя перстом в направлении ледника, откуда раздался страшный
грохот. Зрелище было великолепное и печальное одновременно – осел значительный
кусок ледника, вызвав при этом большое облако водяной пыли и льда, в центре
которого не дрогнув ни единым мускулом и даже не моргнув, стоял могущественный ВАТ.
Мимо свистели осколки, вокруг рвалась ледяная шрапнель, Анатолич был непоколебим.
Могущество нашего мага было неоспоримым, он словно был заговорён, окружённый
невидимым защитным полем. Вот вам и Шива – Разрушитель. Печально - ледник отступал.
Поверьте, это не пустые бредни, тому есть видео-доказательства и Серега не даст
соврать.
В тот же день или на следующий от ледника откололась
большая глыба и унесла одну жизнь, кто-то был слишком близко, мы узнали об этом
на обратном пути, и как доказательство, там где раньше Ганга показывалась из
под ледника, сейчас лежала груда не растаявшего ещё льда.
Для тех, кто собирается в путешествие рекомендую
статью Сергея Бездитко ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ
БЕЗОПАСНОСТИ В ТУРИЗМЕ в сети по
адресу http://www.mountain.ru/mkk/news/2005/phil.shtml
А далее был Топован. Не стану его описывать, уж
немало сказано про место это в разных источниках, разве что одна особенность –
тишина. И здесь были встречи. Сначала мимо нас пронесся, что-то крича, а может
напевая мантры, местный баба. Зазвал нас к себе в гости. Не сразу, но зашли.
Посидели, помолчали, попили масала чаю. Заночевать решили чуть
выше у небольшого озера. На утро Серега огласил окрестности воплем «Запускайте
Берлагу» и занырнул в ледяную зеленую воду озерца.
Пошли по Топовану дальше в глубь гор и через пол часа
ходу встретили идущую навстречу легкой походкой светловолосую девушку в
индийской одежде. Поприветствовав «хэло, хаваю», что в английском «привет, как
дела», в ответном приветствии услышал родные вибрации и мы перешли на русский.
Мария Николаева, как оказалось, изучает йогу и пишет книги об этом древнем
учении.
Погода начинала портиться и Сэр Сахиб выразил
общее желание повернуть в обратную сторону, куда недавно ушла Мария, к Ганготри
и далее к горячим источникам и уже в сторону дома, время, как говорится, не
ждёт, и неумолимо приближалось окончание нашего квэста. У бабы мы встретили ещё
наших ребят Алексея и Стаса, с которыми ещё нас сводила судьба на обратном
пути, со Стасом в Ганготри и с Алексеем и Марией в Ришикеше. Много интересных
встреч выпало нам за время столь непродолжительного похода…
Но об этом уже не здесь и не сейчас, а как-нибудь
в другой раз, быть может…